я

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Игоревна. Я работаю учителем английского языка в гимназии №92. Стаж работы 21 год, учитель высшей категории, участник конкурса "Учитель года" (2009 - 2010 уч. гг.), имею публикации в сети "Творческих учителей", разработки мультимедийных уроков. Постоянно участвую в городских и краевых семинарах учителей английского языка. А ещё я - классный руководитель дружного и активного класса. В блоге "Учитель inform" я хочу поделиться своим опытом, рассказать о жизни современной школы, о тех кто в ней учится и работает. Жду ваших комментариев, буду рада ответить каждому!!! 

8 октября 2010 г.

Как сделать поход в музей приятным и полезным.
Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Часто думают, что дети лучше воспринимают абстрактное искусство ("похоже на детский рисунок") или что не стоит показывать им картину с незнакомым сюжетом. Ничего подобного. Что показывать детям разного возраста?
Устанавливать здесь какие-либо четкие границы бессмысленно. Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Попробуйте сами — и вас удивит, насколько дети восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Опирайтесь на эту реальность, не отзывайтесь слишком резко о картинах, которые им нравятся, и не навязывайте им те, которые нравятся вам.
Советы, предлагаемые ниже, помогут вам выбрать, куда пойти и что смотреть.
От 5 до 7. Что привлекает детей в этом возрасте:
  • Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному.
  • Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе "Лего"),
  • Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит "как настоящее".
  • Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.
  • Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа — дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
  • Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
  • Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).
  • Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.
  • Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.
Не забудьте!
Связь с повседневной жизнью. Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Малышей утомляет хождение по музеям и галереям: детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, это занятие можно превратить в игру, не всегда возможную в музее. Для начала очень важно просто вместе полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-то конкретные предпочтения, имеет смысл пойти в музей. Он будет рад!
От 8 до 10. Что нравится детям в этом возрасте:
  • Яркая и контрастная живопись привлекает их так же, как и малышей.
  • Картины, о которых можно что-то рассказать — либо в связи с сюжетом, либо с жизнью художника.
  • Узнаваемые типажи: хорошие — плохие, сильные — слабые. Такие персонажи широко распространены в фильмах, мультфильмах, комиксах, видео играх и хорошо знакомы детям.
  • Сражения и прочие виды противостояния, когда добро одерживает победу над злом, более слабый над более сильным (обязательное условие).
  • Герои.
  • Картины, которые смешат и веселят (или что-то высмеивают).
  • Картины, от которых становится страшно.
  • Фигуры странного вида, похожие на чудовищ.
  • Картины, показывающие повседневную жизнь в разные исторические эпохи.
Незабудьте!
В этом возрасте дети подолгу простаивают перед картиной, как бы "входят" в нее. Пейзаж часто воспринимается как приглашение к путешествию. Дети мысленно включаются в действие — идут по горам и долинам, попадают в бурю, плывут на кораблях, сражаются с чудовищами... Пейзаж стимулирует любовь к приключениям.
Зрительные ассоциации. Мир детских зрительных образов не всегда отличается высоким эстетическим уровнем, любимые персонажи обычно храбрецы и силачи. С идеей противостояния добра и зла дети многократно столкнутся в произведениях живописи и скульптуры на мифологические или библейские сюжеты. Подробное знакомство с музеем. Его стоит начинать именно в этом возрасте. Ребенок с удовольствием пойдет в уже знакомый — или новый — музей с заранее определенной целью: увидеть там что-то особенно интересное.
От 11 до 13. Что интересует детей в этом возрасте:
  • Личность автора и главные этапы его биографии.
  • История картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника.
  • Как строится картина — например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины.
  • Каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли. Например, как достигается впечатление движения, хотя фигуры неподвижны. Как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии. Как художник трактует реальность, стремясь к наибольшей выразительности.
  • Сколько времени ушло на создание картины.
  • Символы, значение которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения. (Почему на картине изображен голубь? Что символизирует зажженная свеча?)
  • Сравнение работ одного и того же автора. Прекрасный материал для этого дают автопортреты, например Рембрандта, Ван Гога, Гогена. С помощью сравнения можно научиться определять характерные черты разных периодов в творчестве автора.
  • Сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты. (В чём сходство? В чём различие?)
  • Связь картины и художника с историческими событиями. Тут уже можно привлечь контекст — материал из школьной программы по литературе и истории. Это позволит обнаружить параллели.
  • Сколько стоит картина.
Не забудьте!
У детей становится меньше свободного времени. Отчасти это связано с возрастающей школьной нагрузкой. Тем важнее четко определить, с чем вы хотите познакомить ребенка, чтобы ему не казалось, будто он теряет время или, напротив, вынужден выполнять лишние, дополнительные задания.
Дети утрачивают непосредственность. Они уже многое знают и без колебаний дают оценку тому, что видят ("Это глупо!", "Это некрасиво!", "В чем тут смысл?"). Сказать ребенку: "Ты неправ" нельзя — это тупик. Лучше занять открытую позицию — поинтересоваться его мнением, поделиться собственными знаниями, задать вопросы самому себе и сравнить ваши взгляды. Тогда ребенок поймет, что он не разглядел чего-то важного, и в другой раз будет смотреть внимательнее.
Темы, которые их смущают. В этом возрасте детей начинает смущать изображение человеческой наготы. Поскольку обнаженная натура — неотъемлемая принадлежность искусства на протяжении всей его истории, избегать этой темы было бы глупо и бессмысленно. Лучше сосредоточить внимание на смысле картины, а заодно поговорить о мастерстве в передаче обнаженного тела, о символической связи наготы с истиной, об эволюции человеческих представлений о красоте телосложения. Можно вспомнить о роли досконального знания анатомии, остановиться на том, как художник передает фактуру кожи и т. д.
Зачем нужна такая картина? Ключевой вопрос. Помогите ребенку обнаружить в картине что-то ускользнувшее от его внимания: тем самым в его глазах существование этой картины будет оправдано. Более того, возникнет интерес к тому, как личность автора отражается в произведении. К примеру, романтические этюды плывущих по небу облаков, скорее всего, оставят детей равнодушными. Но если вы объясните им, что в XIX веке облака символизировали неустойчивость человеческих чувств (они скрывают солнце, собираются перед бурей, предвещают грозу), это даст пищу детскому воображению.
Интерес к определенному художнику. История искусств для детей в этом возрасте область слишком общая, слишком отвлеченная, а вот история конкретного художника обычно вызывает живейший интерес. Поэтому стоит пойти на чью-нибудь персональную выставку или выбрать музей, наиболее полно представляющий творчество определенного мастера, даже если он не посвящен ему целиком. Детям понравится мысль о том, что художник — это тоже своего рода "звезда".

Комментариев нет :

Отправить комментарий