я

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Игоревна. Я работаю учителем английского языка в гимназии №92. Стаж работы 21 год, учитель высшей категории, участник конкурса "Учитель года" (2009 - 2010 уч. гг.), имею публикации в сети "Творческих учителей", разработки мультимедийных уроков. Постоянно участвую в городских и краевых семинарах учителей английского языка. А ещё я - классный руководитель дружного и активного класса. В блоге "Учитель inform" я хочу поделиться своим опытом, рассказать о жизни современной школы, о тех кто в ней учится и работает. Жду ваших комментариев, буду рада ответить каждому!!! 

7 октября 2010 г.

Если ребенок ведет себя плохо.
Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совокупность поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, учителями и даже членами своей семьи. В этой связи учителя и воспитатели одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек.
Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель поведения должны родители. Важно, чтобы родители сами подавали пример такого поведения.
Одна из наиболее часто отмечаемых неприятных черт одаренных людей — стремление прервать собеседника. Такой «перебивающий», преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников. Но, культуре диалога нужно учить с раннего детства. Весьма полезно обратиться к сильно развитому в ребенке чувству справедливости: каждый должен иметь возможность воспринять то, что говорится, и каждому нужно дать на это необходимое время. Напомните ребенку его радости самостоятельного решения или понимания. Или как ему самому не нравится, когда кто-то подсказывает ответ, прежде чем он найдет его самостоятельно.
Помогите ребенку научиться терпению — добродетели, которой одаренным детям часто недостает. В общении с ребенком будьте терпеливы и не забывайте похвалить его, когда он проявляет терпение, давая возможность братьям, сестрам, одноклассникам или родителям закончить мысль. Познавательные способности одаренных детей часто значительно опережают их понимание законов общения, и помощь мудрых, заботливых взрослых здесь трудно переоценить.
В такой ситуации и учитель может помочь ребенку. Я, например, договариваюсь с исключительно способными учениками, чтобы те записывали свои молниеносные ответы на бумаге и отдавали их мне в конце урока или дня. Таким образом, ребенок не отучается отвечать на уроках и в то же время не выделяется в классе. Такие приемы могут сыграть чрезвычайно важную роль в сохранении у ребенка интереса к учебе и в том, чтобы он был принят окружающими. Это особенно важно для девочек-подростков. Одна из них заявила родителям: «Быть выше мальчишек достаточно скверно, а быть еще и умнее — вообще смерть!»
Одна из вещей, к которым стремится одаренный ребенок,— быть правым. Его хвалят и награждают за то, что он прав. Ему очень нравится быть правым, как и многим из нас. Для большинства одаренных детей оказаться не правыми — мучительно. Они полагают, что другим так же неприятно оказаться в подобном положении. Поэтому искренне хотят помочь им избежать этого мучительного состояния. Следовательно, как только кто-то делает ошибку, они моментально бросаются на помощь.
Родители, понимающие, что в данном случае нежелательная модель поведения возникла из сочетания альтруизма и детского эгоцентризма, могут помочь ребенку добраться до истоков проблемы. Они должны объяснить ребенку, что не всякий человек так же боится оказаться не правым, как и его незваный помощник. Человек, которого публично поправляют, переживает большую неловкость, чем если бы он допустил ошибку в произношении или мелкую неточность в подаче информации. Таким образом, мы имеем дело с добродетелью, которая оказывается неверно выраженной. Помогите своему одаренному отпрыску понять, что большая добродетель заключается в том, чтобы не заметить ошибки другого и избавить его от неловкости.
Еще один негативный эпитет, который присваивается одаренным детям, — это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет выделиться на их фоне, поэтому его примечательные или остроумные замечания игнорируются. Здесь вырисовывается весьма четкая причинно-следственная связь. Всем детям присуща сильная потребность в признании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и интересный рассказ, одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И что получается? Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. Первый рассказчик уходит как бы в тень, считая, что второй имел единственную цель — продемонстрировать свое превосходство. В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не понимает негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению, должен был показать общность, а отнюдь не превосходство. Такой ребенок гораздо более преуспел в речевом развитии, нежели в искусстве общения. Не лучше ли оставить «основную сцену» первому рассказчику? А его собственная история может подождать другого случая, когда она не будет вступать в непосредственное соревнование, и тогда ее краски не померкнут оттого, что кому-то это доставило неприятный момент.
Издевка, высмеивание окружающих — проблема имеющая более сложные корни как в крайней чувствтельности одаренных детей, так и в значительных речевых навыках. Если ваш ребенок постоянно подтрунивает и смеется над товарищами по играм, над братьями и сестрами и даже учителями и родителями — подумайте хорошенько, нет ли в его окружении какого-то источника боли, страдания. Если вам сделали больно, ваша собственная реакция — ответить тем же-а если вы не можете отомстить обидчику, вы обычно' направляете гнев против того, кто оказался рядом Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ используя разящее оружие двух видов — богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответные выпады часто более болезненны, нежели то, что их спровоцировало. Поговорите с ребенком о том, что так задевает его в ежедневном общении. Отнеситесь с вниманием к ребяческому излиянию боли и обиды и постарайтесь понять причины. Помогите ребенку также понять болезненность его собственных выпадов. Одаренный ребенок знает, что физическое возмездие не поощряется, что его интеллектуальные способности значительно опережают физические, и в качестве своего оружия выбирает слово. Но здесь, как и в обычной драке, ребенок должен знать, что нельзя нападать на слабого. Сарказм—это жестокость интеллекта.
Талантливым детям присуще интеллектуальное восприятие абстрактных понятий — справедливости, доброты, милосердия,— но в конкретной жизни они часто не могут найти им применения. Задача родителей помочь им увидеть связь этих прекрасных идей с обыденными событиями нашего существования. Немалую тревогу и озабоченность у родителей и учителей вызывает использование одаренными детьми своих интеллектуальных способностей ради сохранения соботвенного «Я». Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках, издевках, безжалостном сарказме по отношению к другим детям. Один из способов дать выход таким настроениям без причинения боли окружающим — посоветовать ребенку завести дневник и записывать в нем подобные вещи.
Существует опасность, что родительская забота о развитии способностей ребенка приведет к чрезмерному увлечению уроками и любимыми занятиями за счет выполнения обязанностей по дому, возложенных на ребенка. Важно найти золотую середину между специальными занятиями и домашними делами, которые делятся между всеми членами семьи.
Воспитание детей — в том числе и одаренных — имеет много общего в том смысле, что многие их недостатки коренятся в достоинствах. Но поскольку возможности одаренных детей выше, их недостатки могут быть исключительно раздражающими. К счастью, такие дети восприимчивы к анализу негативных моделей поведения. Тактичные родители беседуют с ребенком о его поведении без свидетелей.
Всякий раз, когда родители сталкиваются в поведении ребенка с проблемой, уже имевшей место, стоит подумать о том, что за ней стоит. Внимательно присмотритесь к кругу ежедневного общения вашего ребенка— товарищам, одноклассникам, к самим себе: нет ли здесь закономерности событий, которые рождают в ребенке боль, раздражение или гнев? В своих попытках разобраться и понять помните, что за внешне плохим поведением часто скрывается стремление к добру. Стремитесь и вы к добру в своем поиске, помогая ребенку стать более счастливым и социально одаренным человеком. Помогите ему развить такие качества, которые привлекают и поддерживают людей. Родители могут в этом плане оказать существенное влияние. Здесь необходимо понимание того, что нежелательные модели поведения могут происходить из положительных побуждений, а сознательные усилия должны быть направлены на укрепление таких качеств, как доброта, скромность, терпение и целостность личности. Личностная целостность является главной целью семейного воспитания и может быть достигнута там, где дети находят поддержку и заботу.

Комментариев нет :

Отправить комментарий