я

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Игоревна. Я работаю учителем английского языка в гимназии №92. Стаж работы 21 год, учитель высшей категории, участник конкурса "Учитель года" (2009 - 2010 уч. гг.), имею публикации в сети "Творческих учителей", разработки мультимедийных уроков. Постоянно участвую в городских и краевых семинарах учителей английского языка. А ещё я - классный руководитель дружного и активного класса. В блоге "Учитель inform" я хочу поделиться своим опытом, рассказать о жизни современной школы, о тех кто в ней учится и работает. Жду ваших комментариев, буду рада ответить каждому!!! 

29 ноября 2010 г.

Как приучить ребенка к труду или прививка от лени.
Не позволяй душе лениться, и день и ночь
Душа обязана трудиться, и день и ночь

Если бы можно было привить ребенку самые лучшие качества: интерес к работе, чувство долга и ответственности, удовольствие от получаемых результатов, чувство удовлетворения от приложенных усилий. Но такой прививки еще не придумали, ходы и подходы к детям приходится находить самостоятельно.
Как приучить ребенка к труду? Многих родителей данный вопрос ставит в тупик. Казалось бы, сядь, поговори, объясни, но репетируя монолог, мы искренне верим в весомость наших аргументов, а на деле ребенок разбивает их, и вся система нужных и правильных слов рушится, как карточный домик. Практически никакой реакции от ребенка не добиться, если постоянно говорить: «Работать нужно, работать – это хорошо, а если не будешь работать, то ничего не добьешься». Мысль, в корне верная, приобретает не очень приятную форму «вычитывания моралей». Тут и оказывается, что на самом деле дело не в детях, а в нас. Воспитанные советским коллективизмом, субботниками и пятилетками, мы просто привыкли, что нужно работать. Для чего тогда жить? Но дети хотят получать удовольствие от жизни, а какое удовольствие в уборке дома или поливке огорода?
Вначале была мысль.
Чтобы захотеть трудиться, нужно обладать способностями мышления и воображения, нужно хотеть действовать. Более того, мотивация к работе должна быть настолько сильной, чтобы поддерживать желание работать сколь угодно долгое время. Не каждому взрослому понятна туманная перспектива пенсии через 40 лет, а тут ребенку нужно объяснить, что некоторые дела требуют не час и не два работы. Результат может быть через год, а то и больше.
Но что делаем мы, родители? Мы гиперопекаем своих детей. В итоге у них атрофируется способность мыслить самостоятельно. А зачем? Ведь мама и папа придумают и знают лучше. Такой ребенок редко сам отвечает на вопросы, все ищет помощи у родителей, а то и знает, что за него ответят они. Уже умея самостоятельно завязывать шнурки, такой ребенок будет неизменно доверять эту миссию родителям. Дело не в интеллектуальных способностях, и не в моторных навыках, дело в том, что ребенку не дают делать и думать самому.
Незнайка на Луне.
Итак, мы уже поняли, что ребенку просто необходимо действовать самостоятельно, пробовать и преодолевать преграды на пути к цели. Взрослый должен быть рядом только для того, чтобы в случае неудач поддержать, научить или помочь.
Ребенок с первых лет должен знать, что нет ничего постыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справляться, не понимать. Нужно лишь объяснить ребенку, что все взрослые на свете тоже не умели читать в 2 года, водить автомобиль и умножать двузначные числа. Ведь дети об этом не догадываются, они считают, что родители умеют все с самого начала. Страх быть хуже родителей и, как следствие, чувство униженности, отбивает всякую охоту у детей прилагать усилия.
Не так трудно на примере элементарных действий продемонстрировать ребенку, что при настойчивом старании желаемого можно достичь.
И потом, от достигнутого результата ребенок начинает получать искренне удовольствие. Ему хочется пройти все заново или преодолеть другое, более сложное, препятствие. Так из ребенка получится очень предприимчивый и трудолюбивый взрослый.
Итак, на смену помыканиям, принуждениям и подавлениям пусть приходит удовольствие от работы.
И все бы хорошо, но ведь есть много дел, от кот отдых удовольствия никакого, но делать их нужно. Такие дела называются обязанности. Мы живем в социуме и подчиняемся его законам. Об этих обязанностях ребенок должен знать:
* Невозможно делать то, что хочется, даже если ты самый влиятельный человек в мире.
* Если чего-то хочешь, будь готов за это заплатить, не обязательно деньгами. Часто платой выступает потраченное время и усилия.
* Часто приходится жертвовать сиюминутной радостью для достижения еще большей радости в будущем.
Приобщайте детей к практическим делам в школе и дома.
Практическая деятельность, сопровождаемая психологической поддержкой взрослых, составляет главное условие воспитания трудолюбия и бережливости у детей. Можно предложить следующие виды деятельности:
  • Подклеивание порванных книг, наглядных пособий.
  • Изучение правил пользования книгой и учебником:
не загибать углы;
– не писать в книге;
– не раскрашивать рисунки;
– не вырывать листы;
– не брать книгу грязными руками.
  • Восстановление испорченной вещи (с помощью взрослых).
  • Мойка посуды (пусть даже не очень качественная).
  • Уборка своей комнаты (или другого места в квартире).
  • Несложное приготовление пищи (некоторым детям очень нравится).
  • Мелкий ремонт одежды (пришить пуговицу, вешалку у пальто или куртки).
  • Содержание обуви и одежды в порядке.
  • Рациональное использование бумаги, карандашей, красок, клея.
  • Экономия карманных денег.
  • Аккуратное содержание рабочего места, игр и игрушек.
  • Использование свободного времени для занятий любимым делом.
  • Предоставление возможности детям что-то разобрать, чтобы удовлетворить свое любопытство.
Давайте уверенной рукой направлять детей до тех пор, пока они не приобретут необходимые навыки для осознания этих трех законов. И не забывайте про личный пример.

Удовольствие от усилий.
Как говорится, у семи нянек дитя без сами знаете чего. Чрезмерная опека от любых препятствий – не лучший выбор при формировании самостоятельной личности. Ребёнок должен спотыкаться, падать, вставать и искать другие пути сам. Если он не усвоит это в детстве, то глупо ожидать от того же от уже взрослого человека.
Это для нас работать – естественный образ жизни, а для детей это сложная операция с психологической точки зрения. Ведь даже самый первый вид деятельности – игра, это колоссальный труд для ребенка, которому его обучают взрослые.
Только представьте всю последовательность: нужно осознать, что надо делать, затем найти желание (то есть мотивацию), чтобы это выполнить; затем должно появиться желание воплотить желаемое в реальность. Далее нужно сверить, есть ли в наличии знания и способности, чтобы выполнить задуманное.

4 комментария :

  1. Анонимный29/11/10 09:34

    Стараюсь приучить дочь к элементарным "женским" обязанностям. Готовить любит, а вот убираться...

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный30/11/10 09:15

    А мне кажется, что кто-то любит трудиться, а кто-то нет. И хоть приучай его, хоть уговаривай, таким он и останется.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный1/12/10 17:26

    У МЕНЯ 2-Е ДЕТЕЙ.СТАРШЕМУ РЕБЕНКУ В ДЕТСТВЕ МЫ НЕ ДАВАЛИ МЫТЬ ПОСУДУ,БОЯСЬ,ЧТО ОН ЧТО-ТО РАЗОБЬЕТ ИЛИ ПЛОХО СПРАВИТСЯ .ТЕПЕРЬ ОН (А ЕМУ СЕЙЧАС 17Л)ЭТО ДЕЛАЕТ ТОЛЬКО КОГДА СКАЖЕШЬ МНОГО-МНОГО РАЗ.С МЛАДШИМ РЕБЕНКОМ ПОСТУПИЛИ ИНАЧЕ.С 3-Х ЛЕТ СТАЛИ ПРИУЧАТЬ К ТРУДУ,НЕ ОПАСАЯСЬ ЗА РАЗБИТЫЕ ЧАШКИ. ИТОГ- РЕБЕНОК (ЕМУ СЕЙЧАС 9Л)ПРИУЧЕН К ТРУДУ, К АККУРАТНОСТИ...

    ОтветитьУдалить
  4. Ваш пример - показательный! Чтобы научиться чему-нибудь, нужно ДЕЛАТЬ!!!

    ОтветитьУдалить