я

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Игоревна. Я работаю учителем английского языка в гимназии №92. Стаж работы 21 год, учитель высшей категории, участник конкурса "Учитель года" (2009 - 2010 уч. гг.), имею публикации в сети "Творческих учителей", разработки мультимедийных уроков. Постоянно участвую в городских и краевых семинарах учителей английского языка. А ещё я - классный руководитель дружного и активного класса. В блоге "Учитель inform" я хочу поделиться своим опытом, рассказать о жизни современной школы, о тех кто в ней учится и работает. Жду ваших комментариев, буду рада ответить каждому!!! 

26 ноября 2010 г.

Может ли школьник понимать живопись?
К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему?
Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными, скажем, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.Большой интерес вызывают произведения о труде взрослых, а также полотна, посвященные героической тематике, и те картины, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение, прочитанное им педагогом на занятии или родителями дома.
В чем же специфика отношения детей к живописи?
Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом — нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.
Первый — эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. Например: «Мне понравилась картина. Она рассказывает о любви дедушки внука. Мой дедушка тоже читает мне книги. Картина очень добрая».
Второй — это когда школьник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания. Рассказывая о картине «Рыбалка», ребёнок говорит: «Мне понравилась картина, потому что я увидел настоящую реку, ребят, увлечённых своим занятием. Даже маленькая собачка нетерпеливо ждёт улова. Вокруг красивая природа, я хочу, чтобы все дети увидели эту картину».
Опыт показал, что школьники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине. Однако понять замысел художника, идею произведения (о чём картина) им удается не сразу. Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью.
Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.
В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т. д. Они правильно воспринимают выразительные средства — как форму передачи содержания произведения, его настроения. Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови. В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи родителя или педагога, которые научат их всматриваться в картину.
Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия.
Задача родителей и учителей научить ребенка не просто смотреть, а размышлять – учится анализировать!

3 комментария :

  1. Анонимный27/11/10 10:33

    Я своего ребёнка с малого возраста приучала к живописи, сама очень люблю... Как результат - заканчивает худ. школу!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный29/11/10 09:25

    Живопись, как любое искусство, помогает личности развиваться. Детям просто необходимо показывать и рассказывать об этом.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный30/11/10 09:18

    Дети живопись не понимают, они её чувствуют! Понимание приходит потом.

    ОтветитьУдалить