я

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Игоревна. Я работаю учителем английского языка в гимназии №92. Стаж работы 21 год, учитель высшей категории, участник конкурса "Учитель года" (2009 - 2010 уч. гг.), имею публикации в сети "Творческих учителей", разработки мультимедийных уроков. Постоянно участвую в городских и краевых семинарах учителей английского языка. А ещё я - классный руководитель дружного и активного класса. В блоге "Учитель inform" я хочу поделиться своим опытом, рассказать о жизни современной школы, о тех кто в ней учится и работает. Жду ваших комментариев, буду рада ответить каждому!!! 

6 ноября 2010 г.

«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью».
Л. Н. Толстой.
В основу целеполагания в области воспитания должны быть положены общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Решать эти задачи призвана, в первую очередь, школа.
Класс – основной структурный элемент школы. Организация познавательной деятельности, формирование нравственности, социальных отношений между учащимися происходит именно здесь.
Как педагог и классный руководитель воспитательные задачи я могу решать на своих уроках, на классных часах, во внеурочное время. Особое внимание я отвожу классным часам. Темы классных часов выстраиваются, исходя из интересов учащихся, их рассмотрение дает разгадку многих проблем, стоящих перед ними.
Моя работа, как классного руководителя, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей.
Тематика традиционных классных часов часто затрагивает вопросы нравственности, поведения, культуры, но в большинстве своем они носят поучительный или ознакомительный характер, не имеют системности. А нестандартные классные часы вызывают интерес и у родителей, многие учащиеся рассказывают о них дома. В результате некоторые темы имеют продолжение на родительских собраниях и наоборот. Построение программы таких классных часов позволяет сохранить системность, направленность, учёт интересов учащихся-старшеклассников, развитие самостоятельного мышления. Целью программы классных часов является становление нравственной и духовной, свободной и творческой личности.
Задачи программы:
  • способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств;
  • помочь учащимся научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;
  • развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество;
  • способствовать выявлению и развитию у учащихся способностей постижения и переживания красоты в разных ее проявлениях и формах;
  • способствовать процессу познания и усвоения учащимися истинно человеческого проникновения общечеловеческими интересами;
  • способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, понимания сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути;
  • способствовать освоению учащимися положений философии, науки и религии о сущности человека, смысле его жизни и законах эволюции человечества.
Основные формы и способы проведения классных часов
  • беседы, рассказы учителя;
  • свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;
  • чтение рассказов, легенд;
  • анализ литературных произведений;
  • анкетирование;
  • проживание через игру различных ситуаций, их анализ;
  • прогнозирование (мечтание) будущего;
  • написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;
  • написание стихов, создание творческих работ;
  • философствование;
  • просмотр видеофильмов;
  • экскурсии в музей, картинную галерею, на природу;
  • посещение студии «Музыкальная светоживопись».
Оборудование для проведения классных часов
  • телевизор;
  • интерактивная доска;
  • магнитофон, аудиокассеты с записями классической музыки;
  • бумага, ватман;
  • аппликации;
  • гуашь, акварельные краски, кисти, маркеры;
Необходимые условия для реализации данной программы
Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится следующим факторам:
  1. Личность учителя. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития учащихся, стремиться к обогащению духовной жизни каждого учащегося. Учитель должен верить в безграничность каждого учащегося, в его способности, талант, неповторимость.
  2. Учитель должен верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.
  3. Взаимоуважение учителя и ребенка, что будет помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь.
  4. Взаимопонимание учителя и родителей. Родители могут помочь выстроить ряд тем классных часов.
  5. Совместный поиск учителя и учащихся, отсутствие поучающего характера классных часов. Учитель лишь сопровождает учащихся в их поиске.
  6. Выстраивание с каждым учащимся личных, доверительных взаимоотношений.
  7. Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.
  8. Духовно-нравственная направленность обсуждаемых тем.
Содержание программы
Программа классных часов состоит из пяти разделов.
10 класс: Раздел I. «Давайте познакомимся»
Раздел II. «Познание себя»
Раздел III. «Каждый человек уникален и ценен»
11 класс: Раздел IV. «Духовные ценности»
Раздел V. «Счастье семьи»
Такое построение программы обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, отсутствие сплоченного коллектива; создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».
10 класс
Раздел I. Давайте познакомимся
Если я не сделаю этого – кто сделает
И если я не сделаю этого прямо сейчас,
То когда же мне это сделать?
Но если я сделаю это только для себя самого,
То кто я?
Мудрец Гиллель (около 2 тыс.лет назад)
Первые беседы предполагают выстраивание сотруднических, доверительных взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик.
«Расскажи мне о себе». Этот разговор необходим в первые дни создания коллектива класса. Кроме общих вопросов учащиеся могут рассказать о родителях: кем работают, чем увлекаются, о братьях и сестрах, о своем увлечении, о том, что больше всего ценят в людях, о своих достоинствах. Желательно начать учителю с рассказа о себе, своем видении процесса взаимодействия и сотворчества с учащимися, ознакомить их с предлагаемыми темами программы и формами проведения классных часов. Учащиеся дополняют содержание программы классных часов, для чего предусмотрены резервные часы, заполняют анкету, предложенную учителем. Материалы анкетирования окажут огромную помощь в дальнейшей работе с учащимися.
Размышления учащихся над темой «Никто тебе ни друг, никто тебе ни враг, но каждый учитель» позволяет настроить учащихся на восприятие любого факта не через призму осуждения и наказания, а как жизненного опыта.
Знакомство с притчей Ш.А. Амонашвили «Прощение приходит в служении» способствует развитию умения прощать себя, а значит и других, понять, что только деятельность во благо людей способствует духовному росту человека.
Раздел II. Познание себя
Сотвори мир в себе
И отправь его людям.
Ф. Абрамов
Темы классных часов этого раздела рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.
В разделе «Познание себя» решаются задачи по способствованию становления, развития, воспитания в учащемся Благородного человека путем выявления его личностных качеств.
Рассмотрение темы «Помечтаем о будущем» учит ребят строить планы прекрасного будущего.
Раздел III. Каждый человек уникален и ценен
Ни на земле, ни в ее глубинах, ни в лазоревых далях,
ни в чужих странах, ни во всей Вселенной
нет ничего, что могло бы быть обычным.
Все, что нас окружает, все это – необычное!…
Неповторимо, необычно все: и ты, и эти облака,
и этот день, и этот простой, невзрачный цветок!
Ш.А. Амонашвили.
Темы «Мыслители прошлого и настоящего о жизни человека, его смерти и бессмертии», «Смысл жизни» способствуют освоению учащимися положений философии, науки и религии о сущности человека, смысле его жизни и законах эволюции человечества.
Путем рассмотрения тем «Человек: душа, разум, тело», «Цветок качеств души», «Наши любимые дела», «Лестница успеха» решаются задачи развития и воспитания у учащихся таких качеств души и сердца, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество.
Прекрасные игры «Давайте говорить друг другу комплименты» и «Тайный друг» помогают учащимся учиться жить среди людей с пользой для себя и для других.
Завершить раздел предлагается посещением студии «Музыкальная светоживопись» для развития у учащихся способности постижения и переживания красоты в разных ее проявлениях формах.
Темы раздела позволяют учащимся:
  • познать себя как Человека;
  • проявить свою истинную индивидуальность;
  • находить общественный простор для развития своей истинной природы;
  • проникаться общечеловеческими интересами;
  • быть защищенным от влияния, способного провоцировать на асоциальные проявления.
11 класс
Раздел IV. Духовные ценности
Быть человеком – это и значит
чувствовать, что ты за все в ответе.
А. де Сент-Экзюпери
Ш.А. Амонашвили в книге «Школа жизни» пишет: «Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, направленности духовной жизни по сути своей должно зависеть качество самой личности человека».
Очень жаль, что традиционная школа, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и учащийся предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Для учащегося это величайшая трудность, и она редко увенчивается успехом.
Темы классных часов раздела «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце учащегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; служение планетарной и космической эволюции; чувства заботы и страдания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия.
Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создает свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.
Раздел V. Счастье семьи
Чтобы понять друг друга, преодолеть глухоту души,
каждый должен стать больше, чем он сам,
вместить в себя чужую душу,
суметь согреть ее своей.
А.А. Тарковский
Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Хорошая семья – как светлая капля росы. В ней отражается весь многогранный мир социальных и нравственных отношений нашего общества. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека – в любви, дружбе, материнстве и отцовстве, культурно-эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Совершенно очевидно, что создание счастливой семьи, прежде всего, зависит от каждого. Весь багаж накопленного опыта, искусство творить взаимоотношения, умение принимать и давать любовь юноша и девушка вносят в новую семью.
Данный раздел предлагает учащимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.
Прогнозируемый результат
После прохождения данной программы планируется формирование у учащихся следующих способностей:
  • способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
  • способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее;
  • способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
  • способность к постижению красоты и творению прекрасного;
  • развитое умение общаться;
  • осознание ответственности за свои мысли и поступки;
  • способность сопереживания, сорадости, сострадания, любви;
  • бережное отношение к окружающему миру и людям;
  • стремление к самопознанию, самовоспитанию;
  • мыслить и действовать по совершенствованию условий жизни для себя и для других;
  • философствование, стремление объяснять и понимать жизнь, мироздание.

Комментариев нет :

Отправить комментарий