я

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Игоревна. Я работаю учителем английского языка в гимназии №92. Стаж работы 21 год, учитель высшей категории, участник конкурса "Учитель года" (2009 - 2010 уч. гг.), имею публикации в сети "Творческих учителей", разработки мультимедийных уроков. Постоянно участвую в городских и краевых семинарах учителей английского языка. А ещё я - классный руководитель дружного и активного класса. В блоге "Учитель inform" я хочу поделиться своим опытом, рассказать о жизни современной школы, о тех кто в ней учится и работает. Жду ваших комментариев, буду рада ответить каждому!!! 

15 февраля 2014 г.

Феномен образования.
Трудно сегодня найти человека, который не понимал, что система образования в значительной степени влияла и влияет на социально-экономический прогресс общества. Не случайно, обращаясь к проблемам, стоящим перед человечеством в XXI в., ученые разных стран предпринимают настойчивые попытки определить парадигму современного образования.
Вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идей. Идей о том, что образование - это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях. И идеи о том, что образование это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных накоплений и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками.
Джон Фаулз в своей книге «Аристос» пишет: «В настоящее время практически все наше образование ориентировано на решение двух задач:
обеспечить благосостояние государству;
дать средства к существованию отдельному человеку.
Неудивительно, что общество одержимо деньгами, поскольку общий характер образования словно указывает на то, что такая одержимость не только нормальна, но и желательна».
Несмотря на то, что мы получаем сейчас практически универсальное образование, качественно мы живем в одну из наименее образовательных эпох именно потому, что образование повсюду капитулировало перед экономическими потребностями. Относительно куда лучше образование получали немногие счастливцы в XVIII веке, в эпоху Ренессанса, в Древней Греции и Риме. Цели образования во все эти периоды истории значительнопревосходили наши. Оно великолепно открывало перед обучаемым науку понимания и наслаждения жизнью, равно как и его ответственность перед обществом. Разумеется, сегодня факты и предметы старого классического образования нам в основном не нужны, и, понятно, оно явилось продуктом в высшей степени несправедливой экономической ситуации. Но в лучших своих проявлениях оно достигло того, к чему и близко не подходит ни одна из наших нынешних систем гармоничного развития человека.
У образования всегда было четыре основных цели, которые группируются следующим образом: первая цель подразумевает узкую специализацию, а последующие три - фундаментальность.
Первая цель превосходит все нынешние образовательные системы - подготовка ученика к экономической роли в обществе.
Вторая - познание природы общества и человеческого государства.
Третья - постижение всего богатства существования.
Четвертая - заложить основы того чувства относительной компенсации, которое человек, в отличие от других разновидностей одушевленной жизни, давным-давно утратил.
Таким образом, нам нужно подготовить обучаемого к добыванию средств существования, а затем - к жизни среди людей, затем - к наслаждению собственной жизнью и, наконец, к пониманию цели (в конечном счете, справедливости) существования в человеческом образе.
Между первой и тремя последними целями существуют два важных отличия. С точки зрения государства, они, в каком-то смысле, враждебны друг другу. Экономика не хочет, чтобы рабочие уделяли слишком много внимания целям общества, наслаждения и фундаментальным вопросам природы существования. Ей нужны не умные и независимые личности, а умные и покорные «винтики». И поскольку государство всегда пользуется очень большим влиянием при определении природы образовательной системы, можно не сомневаться, что перемены в этой области не найдут особой поддержки в рядах политиков и администраторов. Ярчайшимподтверждением этому является попытка возвратить наше образование к профессиональным техническим училищам.
Второе отличие состоит в следующем. Если первый тип образования, готовящий к экономической роли в обществе, естественным образом определяется экономическими нуждами нации и, значит, вполне законно меняется в различных государствах, то последние три цели едва ли должны варьироваться. Все мы находимся в одной и той же ситуации и наделены одними и теми же органами чувств. Фактически, в этих трех областях обучение во всем мире может вестись одинаково.
Все исторические беды можно объяснить недостатком школ. А нехватка школ в наше время - самая отчаянная за всю историю человечества. Чем больше мы нуждаемся в равенстве, тем больше мы нуждаемся в образовании! Чем больше у нас средств коммуникации, тем больше у нас досуга, тем сильнее желание, чтобы нас научили пользоваться! И чем больше будет население, тем больше школ оно потребует.
У каждой эпохи - свой особый риск. Наша оставляет полмира умирать от голода в буквальном смысле, а девять десятых мира - от голода образовательного. Ни один биологический вид не может позволить себе оставаться невежественным. Такая роскошь возможна лишь в мире, где у данного вида нет врагов, и он сумел подняться над случайностью и эволюцией.
Теперь уже известно, что лет через пятьдесят большая часть нашего преподавания будет осуществляться машинами. Для тех, кто понимает под образованием всего лишь обучение фактам и методам, приносящим пользу экономической системе, это радужная перспектива. Ни один человек-учитель не сравнится с хорошо запрограммированным компьютером-учителем во владении своим предметом или в умении передавать информацию.
Известно, что наилучший метод это не наиболее продуктивный теоретически, а наиболее эффективный для данной ситуации. Уже в ближайшем будущем нас подстерегает опасность механизировать самих себя вплоть до убеждения, будто хороший учитель- тот, кто лучше всего владеет фактами своей дисциплины. Если мы поверим в это, то станем рабами компьютеров. Но не всё так уж мрачно в этой перспективе. Есть много областей, в которых мы можем только приветствовать появление компьютерного учителя. Например там, где это освободит учителей-людей для обучения тем предметам (возможно, правильнее - методам обучения), где они незаменимы.
Еще одно плачевное последствие давления, которое экономические потребности оказывают на наши образовательные системы, заключаются в том, что мы внезапно заканчиваем свое образование в слишком юном возрасте. Во многих странах подавляющее большинство людей навсегда покидают школу с наступлением половой зрелости. Мы вправе надеяться на лучшее, что, когда в мире, наконец, наступит эпоха свободного времени, с этой нелепостью будет покончено.
Основной фактор эволюционного выживания - познание самого себя. Самая подлинная и наиболее ценная компенсация, которую человек может обрести в индивидуальном бытии (существовании) - это тоже познание самого себя. Трудно обрести действительное познание самого себя до тридцати лег. Радость молодости отчасти вызвана тем фактом, что ты находишься на пути к самопознанию, что ты еще не достиг его. Тем не менее, многие считают, что даже наилучшее общее образование должно заканчиваться к двадцати одному году.
В Законе «Об образовании» говорится о том, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)», но в реальной жизни это не реализуется на практике. В целом, несмотря на активные процессы адаптации, происходящие в сфере образования, перестройка системы образования далека от завершения, а состояние системы образования остается кризисным.

Комментариев нет :

Отправить комментарий